НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ ИЮЛЯ
Июль – краса лета, середка цвета
Раньше его называли "липец" т.к. в этом месяце цветёт липа.
Сенокос идёт в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.
(С.Я. Маршак)
1 июля - Феодул
Народ связывал праздник Феодула с подготовкой к жатве.
"Федул на двор заглянул—пора серпы точить, к жнитву готовятся загодя". А коли рыбку ловить, то летом лучший клев бывает вслед за рассветом, средний — вечером и худший — среди дня.
2 июля - Зосима
Зосима — покровитель пчел. "На Зосиму пчелы начинают мед заносить, соты заливать", а "Без Зосимы — Савватия рой пролетит мимо". Зосима пчел растит, меду наливает. Зосима — пчелы меда запасают.
Когда пчелы сильно летят к своим ульям, то скоро дождь. Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят.
Пчелы сидят на стенках улья — к сильной жаре.
Пчела — Божья угодница, доставляет воск на свечи. Пчела жалит только грешника.
3 июля - Мефодий
Мефодий-перепелятник. Мефодий — паутинный день, погодоуказатель.
На Мефодия отмечали праздник перепелятников — охотников. С этого дня "перепелиные" охотники наблюдают над озимым хлебом: если над ним носится паутина, летает мошкара, то там и будут собираться перепела — "Летят тенета — удачная охота".
"На Мефодия — дождь, то будет идти сорок дней".
6 июля - Аграфена
Аграфена-лютые коренья. Аграфены-купальницы.
В этот день проводились общие купанья с песнями, говорили: «закупываются».
На Руси исстари парились в этот день утреннею порою в банях.
Также днем отправлялись в лес заготавливать веники на весь год. В средней полосе обычно березовые, в северных районах — целые букеты, в которые входит рябина, черемуха, смородина, липа, разные травы. В это время травы уже в самом соку, начинался сбор лечебных, лекарственных трав, кореньев, считали, что накануне и в ночь Ивана Купалы они приобретают особую целебную силу.
"Репу сей на Аграфену — хороша репа будет".
Аграфена – купальница (6 июля), идущий за ней Иван купала (7 июля) и еще через несколько дней "Петры – Павлы" (12 июля) сливались в один большой праздник с множеством игр, песен, легенд, поверий и примет. Начало поры купаний. На Аграфену обязательно мылись и парились в банях, на Ивана Купалу – купание в реке.
7 июля - День Ивана Купалы
Праздник Рождество Иоанна Предтечи на Руси приурочился к древнему языческому празднику летнего солнцеворота.
Считали, что в этот день солнце действует с особенной живительной силой. "На Ивана выходи на косовицу".
В Древней Руси день Ивана Купалы был великим праздником, в честь него производились два традиционных обряда: купанье в воде и росе и прыганье через зажженный костер.
Это были древние очистительные обряды.
Накануне праздника Рождества великого Иоанна Предтечи и в ночь под самый праздник, а также весь день до следующей ночи отмечали на Руси Ивановскую ночь весело, с размахом. В эту ночь допускалась относительная свобода интимных отношений.
Считали, что папоротник расцветает в полночь на Ивана Купалу чудесным огненным цветком, который указывает все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.
"Ивановские дожди — лучше золотой горы", "Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после и мы, грешные, умолим", "До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу", "До Иванова дня дождь в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь из засека", "Во время сенокоса дожди — сену плохо, зерну хорошо".
"Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов",
"На Иванову ночь звездно — много грибов будет",
"Коли на Ивана просо в лежку, то будет и в ложке",
"Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана" — говорит пчела,
На Ивана Купала появляются светляки.
8 июля - Петр и Феврония
День Петра и Февронии стал символом верной, сильной, красивой любви и считается счастливым в любви.
С этого дня ожидается еще сорок жарких дней.
9 июля - Тихвинская
Давид-земляничник. Явление иконы Пресвятой Богородицы Тихвинской. Тихвинскую называли "ягодница". На Тихвинскую ягоды поспевают, говорили: "На Тихвинскую земляника-ягода заспевает, красных девок в лес зовет", и молодежь отправлялась по ягоды в лес, в овраги, на пригорки. "Перву ягоду в рот кладут, а вторую домой несут". "Собирай по ягодке, наберешь кузовок".
Существовало такое поверье: кто хочет занять деньги, тот должен положить травы земляники в карман и смело идти к ростовщику — отказа не будет. И еще: "На Тихвинскую пчела вылетает за медовым сбором".
10 июля - Самсон
Самсона прозвали "сеногноем", так как "Самсон сено загнаивает".
"На Самсона дождь — через семь недель то ж",
"Если на Самсона дождь, то до бабьего лета мокро (дождь)", то есть до 14 сентября. Погниет все сено, которое убрать не успели, тогда беда в дома придет.
Если зарядили дожди, дети обращались к солнышку: Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышка-Колоколнышка!
11 июля - Канун Петрова дня
По деревенским поверьям, на заре Петрова дня солнце необычайно горело, разливалось красками, "играло": "На Петров день и солнышко играет", "С Петрова дня зарница хлеб зорит". Чтобы подсмотреть эту "игру" солнца, деревенская молодежь под Петров день не ложилась спать, веселилась до утра, а на заре шла в такие места, откуда хорошо был виден восход солнца. При встрече "играющего" солнца иногда пели песни, радуясь красоте.
12 июля - Петров день
Чаще всего в Петровки сухо, жарко, день большой и светлый.
"В Петровки сухо и день велик",
"Петр и Павел жару прибавил",
"Как придет Петро, так и будет тепло",
"День убывает, жара прибывает", и шутили, что "Худое порося и в Петровки зябнет".
На Руси Петров день, как и Ивана Купалы, связан прежде всего с солнечной символикой. Существовало поверье, что солнце в этот день "играет", то есть переливается разными цветами радуги или скачет по небу вверх-вниз. На рассвете люди собирались, чтобы посмотреть, как солнце играет. Считали, "Женское лето по Петров день", "Красное лето с Петрова дня", "С Петрова дня красное лето, зеленый покос".
В этот период в жизни деревни проходила пора самых трудных земледельческих работ. Начиналась косьба. "Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый".
"На святого Петра дождь — урожай не худой, два дождя — хороший, три — богатый".
Издавна было подмечено, что многие певчие птицы поют только до Петрова дня:
"Соловей поет до Петрова дня",
"Кукушка кукует до Петрова дня",
Дни становились короче: "Петр и Павел — час убавил, а Илья Пророк — два уволок",
Петров день — конец Петровского поста. Петров день — проводы весны. Петры и Павлы считаются праздником рыбаков, так как апостол Петр известен как покровитель рыбного промысла.
14 июля Летние Кузьминки. В разгаре страдная пора: идет сенокос, прополка огородов. В этот день в огородах грядки полют, вырывают корневые овощи . В это время и сенокос: "Кузьмы и Демьяны пришли — на покос пошли".
На Кузьму женщины успевали не только справиться с огородом, накосить, выполнить всю домашнюю работу, но и отметить свой праздник — Летние Кузьминки. Это чисто женский праздник, на столе — обязательная растительная пища, которую готовили и собирали в складчину (женские братчины), с пивом, разговорами и песнями. Летние Кузьминки — бабий, девичий, курячий праздник, и женщины отмечали свой праздник, ходили в гости. Девушки варили кашу-ссыпчину.
17 июля
Андрей-наливы. К этому времени озимы уже в наливе, греча еще на всходе, "На Марфу овес в кафтане, а на грече и рубахи нет", "На Андрея озимы в наливах дошли, а батюшка-овес до половины дорос", "Батюшка овес донельзя урос", "Озими в наливе, греча на всходе", "Зерно в колоске, не валяйся в холодке".
"Каков Андрей Налива — таков и Калинник (11 августа)".
18 июля
Афанасьев день — "месяцев праздник", полнолуние. В этот день вечером месяц "играет". В замосковских селениях вечером выходили смотреть на играние месяца.
Если месяц при всходе своем был виден, то он кажется будто перебегающим с места на место или изменяет свой цвет и прячется за облака.
Этот день считали праздником месяца, а играние месяца обещало хорошие урожаи.
"На Афанасия Афонского месяц на всходе играет — к урожаю",
"Хороши игры месяца — хорош урожай и уборка его", а если "Нз гнилого кута наволокло тучи — будет дождь"
"Как медь желты облака — к дождю".
20 июля - Фома
Говорили, что если в этот день идет дождь, то надолго и очень вреден для урожая.
21 июля
Казанская летняя (Казанская осенняя — 4 ноября).
Казанская широко отмечалась в тех селах, где она была престольным праздником. На Казанскую встарь делался первый "зажин" ржи.
Прокопий летний — жнец и жатвенник. Начало самой сильной жары.
Прокопий — начало покоса, уборки ржи, "Коли на Прокопия черника поспевает, то поспела рожь и богатый урожай будет".
"В ягодный год дел невпроворот".
"Черника зреет под комариные песни".
На Прокопия в огородах гряды полют, вырывают корневые овощи.
22 июля
Пробуют первые огурцы.
24 июля - Cтожарницы
Глухой гром — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню. Если гром в постный день, будет хороший улов рыбы.
Сияние Стожар предвещает удачную охоту на медведя. Страдно-грозовая пора.
25 июля
Прокл Плакальщик. Прокл - великие росы. До Прокла спешили высушить сено.С этого дня наступают большие росы, которые загнаивают сено: "На Прокла — поле от росы промокло", "На святого Прокла — великие росы". Старушки-лечейки собирали великие росы для врачевания, считая их целебными. Прокловы росы, по их заверениям, лучшее средство от призора, от сглазу. "Утренняя роса — добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается". "Утром сильная роса и туман — к хорошей погоде". "Роса и туман живут по утрам", "Не тягаться росе с солнцем".
26 июля - Гавриил
Стефан Савваит. Дозревает хлеб, налитые зерном колосья нагибаются,"Стефан Савваит — ржице-матушке к земле кланяться велит", "Кто рано встает, тому Бог подает".
Этот день имел большое значение для жатвы. Первый сжатый сноп называли именинным. Именинный сноп в старину берегли, холили, считая, что он может совершить чудеса: с него начинали молотьбу, соломой кормили больную скотину, зерна ржи считались целебными в болезнях для людей и птиц. Без именинного снопа не бывало и посева.
Сухая погода - хорошая осень. Сильные дожди губительны для урожая, поэтому просили: Не иди, дождик, где косят, А иди, где просят. Не иди, дождик, где жнут, А иди, где ждут!
28 июля
Кирик, Улита и Владимир. "На Владимира Красное Солнышко солнце краснее светит", "Кирики-мокродырики", "Кириков день, да все мокро, он льет дождь", "Не жни на Кирика и Улиту — маньяки (видения, мороку) увидишь", "Улита едет — когда-то будет". Женщины праздновали день "матушки Улиты", считая ее своей заступницей.
Этот день считался серединой лета. 29 июля
"Финогеевы зажинки": начинают жать рожь. День этот имеет большое значение для начала жатвы: "Первый колосок Финогею, последний Илье (2 августа) на бороду", "Придет Финогей с теплом да со светом, уберешься загодя со жнитвом; Финогей с дождем-копногной, хлеб в снопе прорастет". Так как жатва в полном разгаре, то "На Финогена молись солнышку, проси Бога о вёдрышке (теплой погоде)"; "Финогенов день к Илье Пророку навстречу идет — жнитво солнышком блюдет"
Считали, что в этот день лето перешагивает зной и повернуло к осени, притихли пичужки, говорили: "На Афиногена пташки задумываются", "На Афиногена замолкают птицы".
30 июля
Продолжается жатва. Замолкают птицы.
31 июля
"Хотя в июле и душно, и жарковато, но расставаться с ним жалковато".
Июль – макушка лета, середка цвета.
В июле жарко, душно, а расставаться с ним жалко и скучно.
В июле солнце без огня горит.
В июле солнце ликует.
В июле хоть разденься, а все легче не будет.
Всем лето пригоже, да макушка больно тяжела.
Всякий, кто дорос, – спеши на сенокос.
Жатва – время дорогое, никому тут нет покоя.
Работай споро – будет хлеба горы.
Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам побежал.
Июль – грозник, молнии мечит, дубы калечит.
Июль – месяц ягод, зеленая страда.
Только лодыри одни женятся в страдные дни.
В июле если мысленно можно подвесить ведро на рог месяца – быть суше, а если ведро "падает", к дождю.
Если в июле тучи постираются по небу полосами, будет дождь.
Зеленоватая окраска луны – признак наступления сильной засухи.
На Петров день дождь – урожай худой, два дождя – хороший, три – богатый.